Контрольная работа 

28 заданий 1500 р.

 

1 Дайте полную логическую характеристику понятиям:

а) Делегат

б) Коллегия

в) Безответственность

г) Сослуживец

 

2. Определите вид отношений между понятиями, изобразите его с помощью круговых схем:

а) Стоматолог, врач.

б) Отважный, бесстрашный.

в) Дипломат, посол, консул.

г) Общественный деятель, ученый, шахматист.

д) Добрый, злой.

е) Справедливость, несправедливость.

 

3.Найдите понятия, противоположные и противоречащие по отношению к следующим:

а)широкий

б) веселый

в) хитрость

 

4. укажите родовые понятия по отношению к следующим понятиям.

а) фирма

б) самолет

в) газета

 

5. Назовите видовые понятия по отношению к следующим понятиям:

а)закон

б) учащийся

в) реклама

 

6. Обобщите и ограничьте следующие понятия:

а) Конституционный суд.

б) Научное открытие.

в) Политическая система.

г) Специалист.

д) Трудовые ресурсы.

е) Рыночная экономика.

 

7.Проверьте правильно ли проведено ограничение понятий:

а) Периодическое издание - газета.

б) Лондон —столица Великобритании.

в) Пушной зверь — соболь.

г) Разумное существо— человек.

 

8.Проверьте правильно ли проведено обобщение понятий:

а) Москва - столица РФ.

б) Волк —хищное животное.

в) студент  — человек.

г) Лето— наиболее теплое время года.

 

9. В следующих определениях выделите определяемое понятие, род и видовое отличие:

а) Антиквар – человек, занимающийся изучением и продажей старинных предметов

б) Виртуоз – лицо, достигшее совершенства в каком либо деле или искусстве

в) Диссертация – научное исследование, представленное для получения ученой степени

г) Племя – группа людей, объединенных общностью происхождения, языка и родовых отношений

 

10. Установите, соблюдены ли правила определения в следующих примерах, а если нет, то поясните, какие правила нарушены и какие ошибки допущены:

а) Дебют – это выступление на каком-либо поприще

б) Агитатор – это лицо, занимающееся агитацией

в) Дадаизм – это художественное хулиганство

г) Либерализм – это идеология XXI века, считающая высшей ценностью свободу человеческой личности

 

11. Определите вид деления понятий, делимое понятие, члены деления, основания деления:

а) Науки делятся на естественные, гуманитарные и технические

б) Социальные революции бывают мирные и немирные

в) Периодические издания подразделяются на газеты, журналы, бюллетени и периодические сборники

 

12. Определите, соблюдены ли правила деления понятия, а если нет, то какие ошибки допущены в следующих примерах:

а) Приговоры бывают обвинительными, оправдательными и несправедливыми.

б) Налоги бывают федеральные, региональные, местные и прямые

в) Люди делятся на русских, китайцев, негров, женщин, мужчин и верующих.

 

13. В данных суждениях найдите субъект, предикат и связку. Определите количество и качество суждений (дайте объединенную классификацию). Изобразите отношения между терминами с помощью кругов Эйлера, установите распределенность терминов:

а) Все подлежащие являются главными членами предложения.

б) Ни один океан не является пресноводным.

в) Михаил Кутузов — выдающийся русский полководец.

г) Некоторые библиотечные книги не пользуются популярностью.

д) Некоторые инвесторы— иностранцы.

 

14. Определите вид простого суждения:

а) В.Суриков — автор картины «Боярыня Морозова».

б) Водород легче воздуха.

в) Не существует абсолютной повторяемости явлений.

 

15. Определите вид сложных суждений, запишите их с помощью символов:

а) Данный треугольник либо остроугольный, либо прямоугольный, либо тупоугольный.

б) Нечистая совесть делает человека трусливым и нерешительным.

в) Договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой форме достигнуто соглашение по всем известным пунктам.

г) Спортсмен подлежит дисквалификации, если он нетактично ведет себя по отношению к сопернику или судье и если спортсмен употребляет стимулирующие вещества.

 

16. Используя логический квадрат, выведите суждения противоположные, противоречащие и подчинённые данным. Установите их истинность или ложность.

а) Каждый гражданин Российской Федерации имеет право на личную неприкосновенность

б) Ни один студент нашей группы не занимается альпинизмом

                                                           

17. Допустим, что первые суждения из следующих пар являются истинными. Что можно сказать о логическом значении каждого из вторых суждений?

а) Всякий банкир-специалист. Некоторые банкиры не являются специалистами    

б) Ни один диктатор не является демократом. Некоторые диктаторы являются демократами.

в) Некоторые люди не стремятся получить высшее образование. Каждый человек стремится получить высшее образование.

 

18. Произведите превращение, обращение и противопоставление предикату для следующих суждений:

а) Ни один невиновный не должен быть привлечен к уголовной ответственности

б) Все главы государств являются политиками

в) Некоторые люди являются общительными

г) Некоторые банки не являются коммерческими

 

19. Сделайте вывод из посылок, определите фигуру силлогизма. Проверьте правильность вывода с помощью круговых схем:

а) Все предлоги — части речи.

Некоторые слова — предлоги.

Следовательно...

б)  Все архаизмы — устаревшие слова.

Ни одни неологизм не является устаревшим словом.
Следовательно...

в) Все люди говорят.

Некоторые люди не умеют слушать.
Следовательно...

 

20. Являются ли правильными следующие силлогизмы? Если нет, то какие правила в них нарушены?

а)      Все синтетическое —искусственное.

Некоторые материалы не являются синтетическими.

Следовательно, некоторые материалы не являются искусственными.

б) Всякое испытание есть трудность.

Всякое испытание требует силы духа.

Следовательно, всякая трудность требует силы духа.

в) Некоторые люди не являются честными.

Все политики-люди.

Следовательно, некоторые политики не являются честными.

г)       Всякий лидер есть личность.

Некоторые индивиды — личности.

Следовательно, некоторые индивиды - лидеры.

 

21. Восстановите следующие энтимемы до полного категорического силлогизма:

а) «Коррупция – должностное преступление, следовательно, она является посягательством на нормальную работу госаппарата».

б) «Словари высоко ценятся, так как они полезны».

 

22. Определите вид умозаключения, напишите формулу, проверьте, является ли она законом логики:

а) Рефлексы бывают условные или безусловные. Данный рефлекс – условный. Следовательно, данный рефлекс не является безусловным.

б) Выдвинутая гипотеза доказывается или отвергается. Данная гипотеза доказана. Следовательно, она не отвергается.

в) Доказательство бывает прямым или косвенным. Это не прямое доказательство. Следовательно, оно не косвенное.

 

23. Определите вид умозаключения, напишите формулу, проверьте, является ли она законом логики:

а) Если нет кворума, то собрание не состоится.

Собрание не состоялось.

Следовательно, кворума не было.

б) Если иск предъявлен недееспособным лицом, то суд оставляет его без рассмотрения.

Суд оставил иск без рассмотрения.

Следовательно, иск предъявлен недееспособным лицом.

в) Если пойдет дождь, то экскурсия не состоится.

Экскурсия не состоялась.

Следовательно, пошел дождь.

 

24. Опираясь на закон непротиворечия, установите, могут ли быть одновременно истинными или ложными данные пары суждений:

а) Все студенты данной группы сдали зачет по логике. Ни один из студентов данной группы не сдал зачет по логике.

б) Некоторые студенты данной группы интересуются политикой. Ни один студент данной группы не интересуется политикой.

 

25. Установите несостоятельность демонстрации в следующей аргументации:

а)  «Иванов – голубоглазый человек, поэтому со всей определенностью можно сказать, что он уроженец Севера, потому что большинство северян – голубоглазые»

б) «Если человек имеет неустойчивую нервную систему, то он способен на преступление. Андреев совершил преступление. Следовательно, он имеет неустойчивую нервную систему»

 

26. Допустим, что вторые суждения из следующих пар являются истинными. Что можно сказать о логическом значении каждого из первых суждений?

а) Ни один договор не может быть расторгнут в одностороннем порядке. Некоторые договоры могут быть расторгнут в одностороннем порядке.

б) Каждый человек стремится получить высшее образование. Некоторые люди не стремятся получить высшее образование.

в) Некоторые студенты занимаются спортом. Некоторые студенты не занимаются спортом.

 

27. Используя условную посылку, постройте рассуждения в форме сложной конструктивной дилеммы и в форме сложной деструктивной дилеммы (сформулируйте разделительную посылку):

«Пойдешь направо – коня потеряешь. Пойдешь налево – голову сложишь»

 

28. Определите, по какому методу научной индукции сделано заключение:

а) Явление радуги наблюдалось на небе во время дождя, в водяной пыли водопада, в каплях росы. Сделали заключение, что причиной явления радуги является прохождение солнечного света через каплю воды.

б) Чем больше воздуха попадает в горн, тем жарче в нем разгорается огонь. Если же доступ воздуха в горн совсем прекратить, то огонь погасает. Значит, воздух является необходимым условием горения.

 

1500 р.

 

Поля, помеченные символом *, обязательны для заполнения.